Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Дагестанцы

Дагестанцы В Самарской области проживает 1 160 человек (2021 год)

Самоназвание – общее самоназвание отсутствует, так как в Дагестане нет так называемого титульного народа. Дагестан - самый многонациональный регион России.
Кроме Дагестана, дагестаноязычные народы (аварцы, ахвахцы, буду-хи, крызы, лезгины, рутульцы, удины, цахуры и хиналугцы) проживают в Азербайджане и России.
Антропологический тип – южная весть европеоидной расы: кавкасионский антропологический тип.
Родной язык – народы Дагестана говорят на языках четырёх основных языковых групп.
На языках нахской и дагестанской ветвей нахско-дагестанской языковой семьи говорят следующие народы: аварцы, андоцезские народы ( андийцы, ахвахцы, каратинцы, тиндинцы, багулалы, чамалинцы, годоберинцы, ботлихцы, дидойцы, бежтинцы, гунзибцы, гинухцы, хваршины), даргинцы, лезгины, лакцы, табасараны, чеченцы, агулы, рутульцы, цахуры.
На языках тюркской группы алтайской языковой семьи говорят: кумыки, азербайджанцы, ногайцы.
На языках славянской группы индоевропейской языковой семьи говорят: русские (включая терских казаков), украинцы, белорусы.
На языках иранской группы индоевропейской языковой семьи говорят: таты и горские евреи.
14 языкам народов Дагестана придан статус государственных: аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки.
Письменность на основе русского алфавита.
Традиционная религия. Подавляющее большинство верующих среди нахско-дагестанских и тюркских народов региона - мусульмане (в основном - сунниты).
Этнические группы – этнические группы не выделяются.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Издавна на территории Дагестана проживало несколько десятков племен, каждый из которых прошел сложный путь формирования этноса.
На территорию Самарской области дагестанцы стали переселяться, в основном, в советское время в связи с учебой, работой, службой в армии и по семейным обстоятельствам.

Типы поселений.
Подавляющее большинство населения Дагестана проживает в сельских населенных пунктах различного типа. По внешнему облику селения довольно резко разделяются на горные и равнинные. Горные селения, как правило, незначительные по величине (несколько десятков дворов). В более крупных селениях, где проживали представители различных родов (фамилий), четко прослеживается деление на кварталы, сформированные по родственному признаку и носящие обычно названия по имени основателя или родоначальника фамилии, патронимии и пр. Для большинства горных селений характерна скученная, беспорядочная застройка, при которой дома почти вплотную примыкают один к другому, уступами поднимаясь на горные склоны. В селениях прежде не было архитектурно оформленного центра, но имелись особые места, на которых происходило обсуждение дел, касавшихся всего селения или ряда сел, принадлежавших к одному сельскому обществу.
На равнинные и предгорные селения географическая среда накладывала гораздо меньший отпечаток. Во второй половине ХХ века административным путем большинство равнинных селений было укрупнено до нескольких сотен дворов. Планировка равнинных селений была свободной и беспорядочной. Лишь в последней четверти века при проведении межевания в отдельных селениях были проложены более или менее прямые улицы, да и то лишь в том случае, если здесь проходили почтовые тракты. В дальнейшем вокруг такой улицы-дороги постепенно формировался своеобразный общественный и архитектурный центр селения.

Типы жилья.
До начала ХХ века у народов Дагестана существовало несколько типов жилища, главными из которых были следующие: турлучный (плетеный и обмазанный глиной) дом, распространенный в равнинных районах, и каменный дом с плоской крышей – в горах. Главное место в жилище занимал очаг.

Традиционное хозяйство и промыслы.
Народы Дагестана вели комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство и земледелие. Разводили в основном мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, мулов, ослов и волов. Некоторые народы до конца XVIII века занимались свиноводством, которое исчезло в связи с распространением ислама. Практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза). В горных долинах занимались виноградарством и садоводством. Подсобные занятия – охота, пчеловодство. Дидойцы с первого тысячелетия до н.э. занимались металлообработкой. Из домашних промыслов наиболее развиты обработка шерсти, выделка шкур и кож, деревообработка. Выделяется серебряное дело – выделка кинжалов, газырей, наборов для сбруи, мужские и женские пояса, женские украшения, посуда.

Национальная кухня.
В основе традиционной кухни лежат продукты земледелия и скотоводства – растительные, молочные и мясные. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине – мучные и овощные. Самое распространенное блюдо – хинкал с вареным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой. Большое место в питании занимают шашлык и различные виды плова.

Национальный костюм.
В традиционной мужской одежде народов Дагестана наблюдается большое сходство: основными частями одежды являлись бешмет и особой формы штаны, штанины заправляли в ноговицы из сукна, войлока или сафьяна. Полный праздничный костюм включал в себя черкеску, покрой которой совпадал с бешметом, но застегивалась она только на талии. Характерным признаком черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Весьма характерной одеждой была бурка с узкими плечами, колоколообразно расширявшаяся книзу.
Женская одежда различалась в значительно большей степени, чем мужская. Все горянки носили рубаху туникообразного покроя с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застегивавшимся на пуговицу. Под рубаху надевали штаны. Праздничный костюм богато украшался золотым шитьем, галунами. Широко распространены металлические украшения – кольца, серьги, шейные цепочки.

Праздники и обряды.
Важное место занимали обряды и обычаи, связанные с годичным циклом: день первой борозды (оцбай, вейца аччес), новый год (эвелцан, эр, юхьванин йыгь) в день весеннего равноденствия.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку