Вернуться к обычному виду
  • наш канал на YouTube
  • группа Вконтакте
  • FaceBook страница
  • Инстаграм страница
  • twitter
На Дне дружбы народов вас ждут популярные группы «Comedoz», «CHEESE PEOPLE», «Fernandez Band», «БалаLike», «BeLLini» и лучшие национальные коллективы!

Хотите знать больше?

Новости

05.09.2017

Медресе как центр мусульманского образования в России

В августе отметило свое 25-летие медресе «Гали», расположенное в селе Алькино Похвистневского района Самарской области. Название медресе созвучно с названием села, ведь Алькино по-татарски так и называется — Гали.

Медресе в селе Алькино существовали с 60-х годов XIX века. Здесь действовало три мечети и при каждой из них функционировали религиозные приходские училища — медресе. В них изучали шариат, адат, свод мусульманских законов. Медресе в Алькино готовили мусульманские религиозные кадры низших чинов. До 1926 года они давали образование всем желающим из разных регионов России. В 1926 году медресе закрылись, и на базе центральной мечети открыли общеобразовательную школу.

При поддержке Центрального Духовного Управления мусульман России, лично Талгата Сафа Таджуддина и на пожертвование односельчан в 1992 году здание бывшего медресе было выкуплено у администрации и передано в распоряжение учебного заведения. Таким образом, через пятьдесят пять лет вновь появилась возможность возродить духовное образование. Был произведен капитальный ремонт здания, оборудованы учебные классы и помещения для проживания студентов. В то время в России существовало всего 5 медресе, 4 из которых — в больших городах (Уфа, Казань, Набережные Челны), а медресе «Гали» стало первым медресе в сельской местности.

Первым директором медресе был назначен Габделхат-хазрат Мингачев, который в 2003 году стал первым ректором медресе «Нур» при Самарской Соборной мечети.

Открытие медресе способствовало возрождению в Самарской области традиционной для мусульман системы религиозного образования, подготовки кадров мусульманского духовенства, духовных наставников среди мусульманской молодежи. За 25 лет существования медресе выпустило из своих стен около 400 шакирдов, среди которых в настоящее время очень много хазратов — учителей религии.

В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте. С конца 80-х годов XX века началось возрождение системы мусульманского образования в России, которое стало особенно активным в 90-е годы.

Медресе — лишь часть традиционной системы религиозного образования в исламе. Начальное религиозное образование имеет целью изучить основы ислама и основные обязанности мусульман и получается в начальных школах (мактаб) или курсах при мечетях и религиозных организациях. Эти занятия обычно проводятся по воскресеньям или в будни вечером.

Среднее религиозное и профессиональное образование мусульмане могут получить в медресе, где обучаются 2-4 года. Возраст учащихся часто не ограничен, хотя от абитуриентов исламских колледжей или медресе, как правило, требуют наличие полного или неполного среднего образования и иногда религиозного. В одни мусульманские колледжи принимаются только юноши, в другие — только девушки, а в некоторых и те, и другие обучаются вместе. Учебную программу составляют такие дисциплины, как Коран, тафсир (толкование Корана), акида (исламское вероубеждение), фикх (мусульманское законоведение), сира (жизнеописания пророка Мухаммада), иностранные языки: английский, арабский, турецкий и национальный (татарский, казахский и т.д.). Выпускники исламских колледжей и средних специальных медресе получают диплом о среднем исламском образовании по специальности «Шариатские науки» или «Коранические науки» и в дальнейшем могут выполнять функции имама-хатыба в мечети (только мужчины), заниматься просветительской работой, религиозным обучением детей и молодежи, работать в социальной сфере.

Высшее образование мусульманской направленности можно получить в исламских институтах или высших медресе. Их в России более 20, в том числе Российский исламский институт в Казани. Здесь готовят религиозных служителей высшего звена в мечети, сотрудников духовного управления, преподавателей религиозного учебного заведения. Основные специальности: «Исламский шариат и арабский язык» и «Исламские науки и воспитание». Все выпускники могут работать преподавателями шариатских дисциплин, основ ислама, арабского языка или переводчиками с арабского языка, мужчины могут стать еще и имам-хатыбами и муэдзинами. Однако даже у тех выпускников, которые решили стать священнослужителем, круг деятельности выходит далеко за рамки богослужебных дел. Современный священнослужитель — это многогранная личность, он — лидер молодежи. Многие из них активно включены в такие сферы деятельности, как преподавание, социальная и издательская работа и т.д.

Община сможет успешно действовать, оказывать на население благотворное воздействие лишь при наличии имамов, имеющих достаточно высокое светское и религиозное образование. Поэтому дополнительная подготовка, повышение квалификации имамов было и остается одним из ведущих направлений деятельности профессиональных образовательных учреждений. Этому уделяют большое внимание во многих мусульманских учебных заведениях, в том числе и в медресе «Нур» в Самаре.

Исламское образование в России является важным стратегическим направлением внутренней и внешней политики государства. Ведь люди, которые избрали для себя религиозную деятельность как профессиональное занятие, будут формировать новые духовно-нравственные основы нашего общества и приобщать его к религиозным ценностям. По согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике в 2012 году разработана Концепция развития исламского образования. Чтобы выстроить целостную систему обучения мусульман основам ислама и подготовки специалистов среднего и высшего религиозного персонала, Совет по исламскому образованию утвердил для каждой ступени соответствующий стандарт. Учебные заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами.

И это особенно важно, поскольку именно в институтах религиозного образования закладывается дальнейший «вектор» развития ислама в России.


Возврат к списку