Вернуться к обычному виду
  • наш канал на YouTube
  • группа Вконтакте
  • FaceBook страница
  • Инстаграм страница
  • twitter
«Совместное сосуществование в едином, неделимом Отечестве, предопределенное народам нашей необъятной страны волей Всевышнего Творца, уже само по себе предписывает всем нам крепить мир и добрососедство между собой».

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин

Цыганская музыка: «Эх, за такую игру и двух коней позабыть не жаль!»

Цыганская музыка: «Эх, за такую игру и двух коней позабыть не жаль!» 29.06.2017

Есть вечные темы, и одна из них — цыганская музыка. Когда произносишь слово «цыгане», то первое, что приходит на ум — цыганские песни, то разудалые и задорные, так что ноги сами идут в пляс, то грустные, «рвущие душу». Кажется, что в цыганских песнях и танцах воплотились и широта степей, и полет вольных птиц, и ветер, развевающий гриву коня, без которого нет для цыгана жизни.

Бытует мнение, с которым соглашаются и серьезные ученые, что большинство цыган от природы музыкальны. Однако музыковеды говорят о том, что самобытная цыганская музыкальная система появилась только в тех странах, где существовали профессиональные коллективы. При широчайшей географии расселения цыган в мире таких систем насчитывается всего три: это музыка и танцы фламенко в Испании, инструментальная (в основном скрипичная) музыка в Венгрии и хоровое пение и танцы цыган России. Именно в этих трёх странах выделились группы цыган, которые занимались в первую очередь искусством. И именно эти люди создали то, что сейчас называется цыганским фольклором. Во всех остальных регионах мира кочевые и оседлые цыгане прославились лишь как талантливые исполнители местной музыки, прекрасные интерпретаторы местного фольклора, которые исполняют чужие песни в своей цыганской неповторимой манере.

Но искусство цыган России стало особым явлением в культуре нашей страны, и сегодня мало кто задумывается над тем, что оно сравнительно молодо.

В России первый цыганский профессиональный хор под руководством ставшего знаменитым Ивана Соколова был создан графом Орловым-Чесменским в 1774 году. Как считает известный цыгановед Н.Бессонов, этому предшествовали следующие события: появившись в России во времена Петра I, цыгане оказались в благоприятных условиях; отсутствие гонений привело к интенсивным бытовым контактам с русским населением. И цыгане быстро выучили язык, научились исполнять русские народные песни и пляски, и это стало частью их заработка.

Это и стало основой для создания знаменитого соколовского хора. Именно с него начала складываться та особая манера пения, которая стала визитной карточкой российских цыганских хоров. И она бережно сохраняется в наше время не только профессиональными исполнителями, но и самодеятельными артистами.

Послушать цыган публика съезжалась поначалу в дворянские имения, затем в специально снятые «мирские залы», в рестораны «Яр» и «Стрельна». Как пелось много лет спустя: «Соколовский хор у «Яра» был когда-то знаменит, Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит». Именно за исполнение русского репертуара, и за разудалую пляску полюбил русский слушатель цыганских исполнителей. И не случайно Ивана Трофимовича Соколова называли «ревностным собирателем русских песен».

В репертуаре цыганских хоров были не только русские народные песни, но и песни на стихи русских поэтов — даже на такие стихи Н.А.Некрасова, как «Размышления у парадного подъезда».

На весь мир знамениты цыганские песни «Цыганская венгерка» и «Две гитары». Они воспринимаются современным слушателем как яркие образцы цыганской песни, и мало кто знает, что написаны они на стихи Аполлона Григорьева, созданные им в 1857 году. Эти песни стали знаковыми и для самих цыган, став основой для развития цыганского городского чечёточного танца, который с каждым десятилетием становился всё виртуознее. 

А русские слушатели тянулись к этой трогающей до глубины души песне и раздольному танцу. Как написал в своем рассказе «Цыган» И.С.Соколов-Микитов: «Эх, за такую игру и двух коней позабыть не жаль!»

И сегодня цыганская песня и цыганский танец остаются украшением любого концерта, в котором отражается многообразие и богатство культуры нашей страны. Ярким свидетельством этому стал недавно прошедший в Чапаевске VII областной межнациональный фестиваль имени Виктора Карабаненко. Это уникальный фестиваль, в котором цыганские коллективы и исполнители органично вплетены в хоровод музыкальных традиций разных народов. В этом году на фестивале выступили такие коллективы как «Кхаморо» (Чапаевск), «Дэвэс и рат» (Самара), «Романо рат» (Самара). В предыдущие годы в фестивале участвовали ансамбли «Бахт» (Самара), «Стринго» (Чапаевск), лауреат многочисленных всероссийских конкурсов и международных фестивалей ансамбль «Гиля ромэн» (Сызрань).

И те, кто слышат их пение и видят яркие неповторимые танцы, вновь и вновь задаются вопросом: « Почему цыганская песня так бередит душу и заставляет страдать и радоваться?» Этого не смогли объяснить даже многие великие деятели русской культуры, которые откровенно писали о тех случаях, когда они черпали вдохновение для создания своих произведений именно в цыганской музыке.




Возврат к списку