Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Езиды

Езиды В Самарской области проживает 714 человек (2021 год)

Самоназвание – эзди.
Численность и расселение. Всего в мире - более 3 млн. езидов. Проживают Турции, Иране, Ираке, Сирии, Европейских странах, Австралии, США и Канаде. В России проживает около 31 тысячи езидов. В Самарской области езиды проживают в основном в Сызранском, Ставропольском и Хворостянском районах.
Антропологический тип – переднеазиатский тип европеоидной расы.
Родной язык – эздики, курманджи (иранская группа индоиранской языковой семьи). Письменность традиционно - на основе арабской графики, в Турции и Сирии - на основе латинской графики, в странах СНГ - на русской графической основе.
Традиционная религия – езидизм. Религия езидизма синкретична и содержит элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства (несторианского толка) и ислама. Езиды верят в единого бога и в верховного ангела - Таус-Мелека, изображаемого в виде бронзовой птицы на подставке. У езидов нет храмов. Место паломничества - могила и храм основателя религии шейха Ади. Езиды на протяжении многих веков подвергались гонениям со стороны мусульман.
Этнические группы. Езиды – курдская этноконфессиональная группа. Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше (единственный езидский храм расположен на севере Ирака). За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Происхождение курдов является дискуссионным. Высказываются различные гипотезы происхождения курдов, в частности скифско-мидийская и яфетическая (картвелы, армяне, халды, курды). Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают античные источники. Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны. Согласно езидскому устному преданию, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов — с целью полного уничтожения езидской веры и культуры.
Советские курды в 1937 году из Армении и Азербайджана, в 1944 году - из Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 90-е годы ХХ века в связи с конфликтами на постсоветском пространстве курды из Средней Азии, Казахстана и Закавказья бежали в разные регионы России. До развала Советского Союза в Куйбышевской области в 1989 году проживало всего 16 курдов.
В Самарской области курды, курды-езиды появились в 1992-1995 годах в результате миграции с территории Армении из-за межэтнических конфликтов.

Типы поселений.
Большинство езидских населенных пунктов расположено либо в высокогорных районах, либо в долинах Закавказья. В селах езидов в среднем проживают от 500 до 1000 жителей.

Типы жилья.
Летнее жилище кочевников — шатер из нескольких рядов жердей, покрытых шерстяной материей. Жилища земледельцев в предгорных и равнинных районах были одно- или двухэтажные, из сырцового кирпича, камня или глины, с плоской крышей. Очаг (тандур) в земляном полу служил для обогрева жилья по-черному, приготовления пищи, выпечки хлеба, совершения многих ритуальных обрядов.

Традиционное хозяйство и промыслы.
В традиционных занятиях закавказских курдов до середины XX века превалировало полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), в меньшей степени земледелие (зерновые, табак) и садоводство. Значительную роль в хозяйстве играли кустарные промыслы: изготовление знаменитых курдских ковров, шерстяных предметов одежды, мешков для хранения зерна. Из ремесел было развито производство медной и керамической утвари, художественная обработка камня (сосуды для воды, надгробия, ступы).
Езиды в Самарской области занимаются предпринимательством, животноводством.

Национальная кухня.
У курдов преобладает мясомолочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке, Сирии — из бамии, в горах — из съедобных растений.

Национальный костюм.
Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы: широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи, пояс, шерстяной жилет, а в холодное время — шерстяная куртка или длинная войлочная накидка. Головной убор — колав, сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Костюм курда дополнял кинжал за поясом.
Женская одежда — матерчатые шаровары, длинная рубаха, платье, жилет, шерстяной пояс, платки, шерстяные чулки. У курдов Турции, северо-запада Ирана, Сирии и Закавказья известны юбки и передники, праздничный головной убор (кофи).

Праздники и обряды.
Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста). Великий пост в честь Эзида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Новый год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи (клоч) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в езидских селениях с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф. Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана. Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр).

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку