Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Новости

25.07.2024

Шукшин взял высоту с первой попытки, что, конечно, нельзя не расценивать как чудо, но надо сразу уточнить одну вещь: он сделал все, чтобы оно состоялось, и вообще вся его жизнь, начиная с демобилизации, есть образец невероятно точной стратегии человека, который… верит в то, что лишь слава его спасет, и стремится к успеху с неотвратимостью идущего на нерест лосося. <…> Шукшин в этом смысле — чисто советский феномен, реализовавшаяся советская мечта.

Литературовед Алексей Варламов, «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»

 

В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села.

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

В своих произведениях и прежде всего в рассказах, Шукшин придерживался направления, известного как «деревенская проза», к которому принадлежали В.А. Солоухин, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Ф.А. Абрамов и другие. Главным посылом этого неформального течения стало обращение к традиционным ценностям, поиск истины в вековом укладе, противостояние «городской» и «сельской» морали. Шукшин, на себе не раз испытавший пренебрежение к выходцам из деревни со стороны рафинированных горожан, в своём творчестве протестовал против упрощённого взгляда на сельскую Россию, предпочитал внутренний критерий личности, а не внешний социальный статус. Ему был интересен человек как таковой, а не его положение в обществе.

Автор мастерски демонстрировал разнообразие человеческих типов: хвастливого пьяницы, бесшабашного молодого лихача, тороватого мужика, рассудительного хозяина и др. Но на первый план всегда выходил особый шукшинский тип, т.н. «чудик» или «шизя». Эти герои обладали неукротимым нравом, тягой к необыкновенному, неприятием официоза и усреднённости. Яркость и самобытность шукшинских персонажей озадачила критику: спорили и до сих пор спорят о том, кто он, этот «чудик» – собирательный образ Ивана-дурачка или «представитель смеховой традиции карнавальной литературы», гоголевско-лесковский типаж, или «естественный человек»? Не вдаваясь в дискуссию, можно утверждать, что вне зависимости от правоты или ошибочности того или иного взгляда, Шукшин создал по-настоящему живую и запоминающуюся галерею героев.

В апреле 1973 года в журнале «Наш современник» опубликовали повесть Василия Шукшина «Калина красная», и примерно в это же время он задумал экранизировать книгу. Работе над картиной не помешала даже обострившаяся болезнь Шукшина. Чтобы попасть на премьеру фильма, Шукшин сбежал из больницы. «Калина красная» стала одной из самых успешных картин 1970-х — в прокате ее посмотрело больше 60 миллионов зрителей. Лента получила несколько премий: главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Баку, награду за лучший фильм на иностранном языке на польском конкурсе «Варшавская сирена» и югославском «FEST». По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» за роль в этой картине Шукшина признали лучшим актером года. В это же время Шукшин не оставлял литературу: написал повесть «Точка зрения», работал над философской сказкой «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Несмотря на болезнь, Шукшин принял приглашение режиссера Сергея Бондарчука сняться в его картине «Они сражались за Родину», по одноименному роману Михаила Шолохова. В фильме Шукшин исполнил главную роль — солдата Петра Лопахина. 

К октябрю 1974 года оставалось закончить последний эпизод с участием героя Шукшина. Съемочная группа картины жила на теплоходе «Дунай». У писателя там была отдельная каюта. Он часто ложился спать поздно: работал над новыми рассказами. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, обнаружилось, что писатель умер. Прощание с Василием Шукшиным состоялось в Доме кино в Москве, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.


Возврат к списку