- Новости
Новости
28 декабря 2024 года Владимир Путин подписал указ об утверждении новой Стратегии противодействия экстремизму в России. Предыдущий документ стратегического планирования, действовавший с 2020 года, признан утратившим силу.
Новый документ уточняет и актуализирует угрозы, связанные с экстремистской деятельностью, которые требуют особых мер по их предотвращению и нивелированию, а также устанавливает обязанности органов власти в области законодательной деятельности, правоохранительной деятельности, государственной национальной политики, государственной миграционной политики, государственной информационной политики, образования и государственной молодежной политики, государственной культурной политики, международного сотрудничества, обеспечения участи институтов гражданского общества.
В понятие «экстремизм», которым оперирует документ, кроме идеологии насилия, радикализма, ксенофобии и терроризма, включена также и русофобия. Согласно Стратегии, «русофобия» – это неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории, выражаемое, в том числе, в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России и ее граждан.
Как отмечено в документе, «некоторые государства» используют экстремистские и террористические организации в качестве средства для ведения гибридных войн против внешнеполитических противников и достижения своекорыстных геополитических целей, в том числе за счет вмешательства во внутренние дела других государств. Цель этих атак - дестабилизация общественно-политической обстановки в неугодных государствах, нарушение их территориальной целостности или развязывания в них гражданских войн. А также инициирование «цветных революций» и создание обстановки «контролируемого хаоса» в отдельных регионах мира – методы, которые, как известно, взял на вооружение коллективный Запад во главе с США.
Что касается основных источников угроз экстремизма непосредственно для России, то, согласно Стратегии, одна из серьезнейших угроз исходит с территории Украины, где широкое распространение получила идея неонацизма. При этом отмечено, что радикальные националистические вооруженные формирования, поддерживаемые внешними силами, поощряют совершение на территории России преступных действий, включая диверсионно-террористические акты в отношении людей и гражданских объектов, с вовлечением в эти преступные действия российских граждан. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против России и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире.
«В связи с этим одной из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ», - говорится в документе.
Среди внутренних экстремистских угроз в Стратегии названа сложившаяся в отдельных регионах и городах России «неблагоприятная ситуация с противоправной деятельностью мигрантов, которая оказывает негативное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения, нарушает исторически сложившийся национальный и религиозный баланс в ущерб безопасности российского государства».
Как сказано в документе, трудовые мигранты, прибывающие в нашу страну, вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций, сами активно распространяют радикальные идеи, участвуют в публичных мероприятиях, не согласованных с исполнительной властью. Сильную тревогу, согласно стратегическому документу, вызывает распространение радикализма в спортивной среде, в том числе в спортивных школах и клубах спортивных единоборств, а также проникновение приверженцев экстремистской идеологии в тренерско-преподавательский состав.
Экстремистские организации, в том числе с помощью иностранных спецслужб, пытаются обострить обстановку в России, обращаясь к национальному вопросу и продвигая тему деколонизации страны. Для этого экстремисты содействуют проникновению представителей деструктивных сил в органы государственной власти и местного самоуправления, где продвигают идеи сепаратизма.
Важным является заявление о том, что «экстремистская деятельность маскируется под реализацию гуманитарных, образовательных, просветительских и религиозных проектов».
К задачам государственной политики в сфере противодействия экстремизму теперь относятся в том числе:
– повышение эффективности государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, представляющей собой мероприятия по сбору, анализу и оценке информации о развитии общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, создающих условия для возникновения проявлений экстремизма;
- организация основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях информационного противодействия распространению экстремистской и иных деструктивных идеологий;
- повышение уровня патриотизма населения России.
Отдельным пунктом вынесены направления в области образования и государственной молодежной политики в сфере противодействия экстремизму – от проведения мониторинга социальной обстановки в образовательных организациях до обучения руководителей и педагогических работников образовательных организаций навыкам реагирования на деструктивное поведение подростков.
Стратегия устанавливает основные этапы ее реализации, которая состоит из трех ступеней, а также освещает результаты реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.