Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Архив новостей

02.10.2024

Галина Ланкина сохраняет секреты плетения кружев. Часть 1

Мы продолжаем нашу новую рубрику «Мастера Самарской губернии».

Галина Ланкина, мастерица из Самары владеет старинным ремеслом плетения кружев на коклюшках. Это искусство требует усидчивости, терпения и аккуратности. В награду – сказочная красота кружев. Сплести на колюшках можно не только воротнички, дорожки, салфетки, манжеты и вставки, но и жилеты, пелерины, шляпы и броши в форме цветка.

Современные мастера создают в этой технике картины, панно, наряды для кукол, колокольчики, иконы.

- Заинтересовалась я этим искусством еще в детстве, - рассказывает мастерица. - В школу ходила мимо магазина возле рынка. Там продавались кружева. Смотрела на них – и сердце замирало. Такая красота! Думала: вот бы и мне научиться. Прошло несколько лет. Я окончила школу, училище. Стала преподавать черчение и рисование. Как-то мама принесла домой ягоды в газетном кульке. Я развернула газету, а там объявление: набираются желающие пройти курсы плетения кружев. Судьба, наверное. Так я освоила приемы вологодской школы, а затем и другие техники.

Плетение кружев на коклюшках имеет давнюю историю.

- На Руси кружева появились раньше, чем в Европе, - рассказывает Галина Ланкина. - В летописях XIII века упоминалось о золотом кружеве. Тогда при плетении в качестве коклюшек часто использовали рыбные кости. В Генуе плели кружева с конца XVI века. Тайна этого искусства держалась под большим секретом. Французам удалось похитить несколько генуэзских кружевниц. После этого ремесло распространялось и по другим европейским странам.

Кружева привлекали к себе внимание своей изящностью и ажурностью. В России интерес к этой технике возрос в начале XVII века, когда Петр I привез из Голландии несколько кружевниц. Те стали обучать русских мастериц.

Европейские влияния соединились с особенностями национальной культуры. В русском кружеве часто использовали дополнительные материалы - бусины, перья. В узорах было много растительных мотивов. Мастерицы нередко плели из золотых и серебряных нитей. Такое изысканное ажурное кружево применялось для отделки царской, дворянской одежды и церковных облачений. Эти наряды украшали также парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни.

В каждой губернии кружевницы привносили свое видение этого искусства. Часто коклюшечные кружева называли вологодскими. Отличительным элементом этого стиля была «вилюшка» - кружевная ажурная дорожка или тесьма, проходившая рядом с «решеткой» (сеткой, по которой шло плетение кружева).

С помощью «вилюшки» мастерицы создавали узоры в виде роз, спиралей и других элементов. Вологодские кружевницы любили геометрические мотивы и насыщенный, плотный рисунок.

Были в России и другие разновидности кружев, названные по разным местностям: елецкое, киришское, рязанское, вятское, белеевское, михайловское.

Нередко в орнаментах кружев можно было увидеть узоры в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб считался самым почитаемым деревом. Считалось, что узор его листьев оберегает человека от болезней и злых духов - как и орнаменты в виде колоска. А еще русские кружевницы любили создавать узоры в форме лебедя (символа женской чистоты и семейного счастья), павлина или жар-птицы.

В основном кружевоплетением занимались крепостные. Иногда в поместьях создавались целые мастерские, в которых талантливые кружевницы работали на своих барынь.


Возврат к списку