Архив новостей
Иван Никитин: Поэт, воспевший русскую природу. Часть 1
Мы продолжаем информационно-просветительский проект "Глаголом жечь сердца людей", в котором рассказываем о писателях и поэтах разных народов – их жизни и творчестве
Критики называли Ивана Никитина мастером русского поэтического пейзажа. Он родился и жил в Воронеже и стал одним из немногих поэтов губернии, чьи произведения публиковали столичные газеты и журналы. Никитин не только писал стихи, но и занимался делами семьи: управлял постоялым двором, а позже открыл собственный книжный магазин и первый в Воронеже читальный зал.
Иван Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже. Первые годы жизни будущего поэта прошли в достатке: его отец Савва Никитин владел собственным заводом восковых свечей и свечной лавкой. Родитель происходил из духовного сословия, интересовался богословскими книгами и по характеру был грубым и деспотичным.
Будущий поэт не общался с другими детьми: сестер и братьев у него не было, а под влиянием тяжелого характера отца он стал нелюдимым и друзей в детстве не завел. Никитин часто проводил время в одиночестве, гулял по лесу, иногда забредал в избу старика-сторожа и слушал его сказки.
Когда Ивану Никитину исполнилось восемь лет, отец отдал его в духовное училище. В 1841 году он поступил в Воронежскую духовную семинарию.
В семинарии будущий поэт увлекся статьями Виссариона Белинского и поэзией Алексея Кольцова. Тогда же он написал первые стихотворения (они до наших дней не дошли), которые оценил преподаватель словесности Николай Чехов.
Пока Иван Никитин учился, его отец разорился, продал завод и дом. На эти деньги он смог купить лишь постоялый двор в невыгодном месте, вдали от городского базара. Сами Никитины были вынуждены переехать в маленький флигель. Иван бросил учебу и занялся семейным делом: торговал в лавке и управлял гостиничными номерами.
Продавая извозчикам овес и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе под крик и песни разгулявшихся мужиков… Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».
Иван Никитин
В середине 1840-х годов поэт впервые послал свои произведения в редакции московских литературных журналов. Столичная пресса публиковать стихи Никитина не стала. В 1849 году он обратился в «Воронежские губернские ведомости», однако стихотворения отправил анонимно, и издатель отказался их печатать.
Еще одну попытку Никитин совершил через четыре года — в 1853 году все те же «Воронежские губернские ведомости», «отдавая должную справедливость замечательному дарованию автора и сочувствуя его направлению», напечатали три стихотворения: «Русь», посвященное началу Крымской войны, «Поле» и «С тех пор, как мир наш необъятный…». На Никитина обратили внимание представители воронежского историко-этнографического кружка — меценат Николай Второв, издатель Валентин Средин и литературный критик Михаил Де-Пуле. С ними Никитин поддерживал отношения до конца жизни.
О Никитине заговорили как о поэте-самородке, его стихотворения одно за другим появлялись в газете «Воронежские губернские ведомости», а затем — в «Санкт-Петербургских ведомостях». Критики говорили о самобытности таланта поэта, его «народности», правда, замечали, что многие его стихи перекликаются с произведениями Алексея Кольцова. Так же как и Кольцов, он умел возвышенно описывать природные красоты, в печати его называли мастером русского поэтического пейзажа.
Позже, когда поэт готовил к печати сборник стихотворений, он убрал строки, которые перекликались с поэзией Кольцова.
В начале 1850-х годов произведения Ивана Никитина много печатали. В эти годы вышли стихи «Моление о чаше» и «Война за веру». В них Никитин описывал тяжелый труд и безрадостную жизнь крестьян, страдания бедных горожан, выражал протест против несправедливого устройства жизни.
Угрюмый характер наложил отпечаток на поэзию Никитина: «Я не сложил, не мог сложить ни одной беззаботной, веселой песни во всю мою жизнь», — вспоминал позже поэт.