Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Архив новостей

23.04.2025

Иван Дмитриевич Бузыцков. 22 июня 1941 года: между жизнью и смертью

Сосед по палате, изрешеченный осколками так же, как и Иван, поправлялся на удивление быстро и вскоре уже «бегал» на костылях по всему эвакогоспиталю. Однажды он не вошел, а влетел в палату и, обращаясь к Ивану, выпалил: «Я нашел твоего тезку! Все совпадает полностью: имя, отчество, фамилия. И еще. Он — Герой!». «Где же ты его встретил?» — поинтересовался Иван. «Нашел в газете. «Правда» опубликовала указ о присвоении звания Героя, и первой стоит фамилия Бузыцков». «Мало ли у нас однофамильцев, страна огромная», — заметил пограничник и любопытства ради спросил: «Какие там еще фамилии?».

В библиотеку добрались вместе — оба на костылях. Несколько раз Иван перечитывал указ. Среди фамилий пограничников — трое из его заставы: старший лейтенант Александр Константинов, младший сержант Василий Михальков и сержант Иван Бузыцков. Пограничник все еще мучился в сомнениях — он ли в указе, а сосед ликовал: «Первый раз вижу Героя!»

Вскоре весь эвакогоспиталь уже знал новость номер один: в госпитале на излечении пребывает Герой войны. Награждали тогда редко. Очень редко — шел сорок первый год… Поздравляя Ивана, врачи советовали: «Вам положен отпуск по ранению, езжайте домой через Москву — получите награду».

7 октября 1941 года Бузыцкова выписали из госпиталя и с трудом втиснули в битком набитый вагон московского поезда. Лишь поздно вечером 11 октября состав прибыл в столицу.

В представлении Бузыцкова Ивана Дмитриевича к званию Героя Советского Союза отмечено: родился в 1917 году в Ставропольском районе в семье крестьянина. Окончил семь классов. В Красной Армии с 1938 года. С первых дней войны на фронте. Командир отделения станковых пулеметов 5-й погранзаставы (25-й пограничный отряд войск НКВД). Сержант. 22 июня 1941 года, находясь на охране государственной границы СССР у шоссейного и железнодорожного мостов через реку Прут, сержант Бузыцков И.Д. первым принял бой, в котором лично уничтожил свыше 40 вражеских солдат. В жестокой схватке получил семь ранений, но не оставил свой пост до получения приказа командования. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

В представлении отсутствуют многие детали и важные эпизоды: двое суток горстка пограничников сдерживала натиск целой армии противника; неоднократно их пытались уничтожить артиллерийским и минометным огнем — не удалось; четырнадцать раз вражеские автоматчики порывались занять шоссейный мост. Дважды они пробивались к берегу погранзаставы, но им противостояли все красноармейцы, даже те, кто был ранен, контужен, измотан беспрерывными боями. Вместе они шли в атаку, отбрасывая захватчиков с моста. Когда пограничники увидели, что силы их тают, а пополнения нет, они приняли отчаянное решение — взорвать оба моста. Это можно было сделать только ночью, хотя мосты освещались ракетами и были под постоянным обстрелом. Ценой неимоверных усилий и жертв шоссейный и железнодорожный мосты взлетели в воздух… Так завершились первые два дня войны. С перебитыми руками, тяжелым ранением в левую ногу, в бессознательном состоянии, окровавленного пограничника подобрали санитары и доставили в медсанчасть. Всего этого Бузыцков уже не помнил…

На встрече в особом отделе ему задавали много вопросов, и он с четкостью, в деталях, подмечать которые — одна из главных черт пограничника, рассказывал, где, кто и как погиб на заставе в первые дни войны… В отделе кадров погранвойск Бузыцкова ознакомили с приказом о присвоении ему звания младшего лейтенанта. В тот же день были оформлены и документы на получение высшей государственной награды.

15 октября 1941 года в приемной Президиума Верховного Совета собралась небольшая группа фронтовиков, отличившихся при обороне Москвы. Секретарь Президиума Александр Горкин зачитал указ, а Михаил Калинин вручил Ивану Бузыцкову орден Ленина и Золотую звезду. После фотографирования Калинин спросил: «Товарищ Бузыцков, а где вы были все эти месяцы? Руководство погранвойск сообщило, что вы погибли…»

От неожиданного вопроса и сообщения о собственной гибели пограничник растерялся, но, преодолев волнение, стал рассказывать свою горькую историю: «Всех, кто был ранен и остался жив после боя у реки Прут, отправили в молдавский госпиталь, но вскоре нас пришлось эвакуировать. В районе Бендер наш санитарный эшелон подвергся нападению с воздуха. Несколько вагонов были разбиты, многие раненые и часть медперсонала погибли, оставшихся в живых перевезли в одесский госпиталь, а потом морем доставили на Кавказ. Последние два месяца находился на излечении в городе Армавир — эвакогоспиталь № 1618. Там прочел указ о награждении…».

Стояла середина осени сорок первого. Война продолжалась. В кровавой мясорубке гибли миллионы людей…

Бузыцкову повезло. Он остался жив.

Автор: Владимир ПЛАТОНОВ (Днепропетровск)


Возврат к списку