Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Новости

12.08.2025

XII–XIV вв. – это время формирования особого художественного стиля владимиро-суздальской иконописной школы. Ей свойственны народная, исконно русская трактовка канонических образов, интуитивное построение конструктивной композиции и особая манера живописи без резких линий и ярких бликов. Тона изображения обычно гармонично и мягко переходят друг в друга.

В первой половине XVIII века одним из небольших звеньев большой цепи иконописных центров владимиро-суздальской школы стала мстёрская иконопись.

Потерявшаяся во времени Мстёра – один из трёх главных центров древнерусской иконописи дореволюционной России. Этот вид церковного искусства появился здесь значительно позже, чем в Палехе и Холуе, но превзошел их по красоте и самобытности письма.

В конце XIX века в селе насчитывалось 32 иконописных мастерских, в которых работали около 800 иконописцев. Хотите – верьте, хотите – нет, но больше половины местных жителей так или иначе были заняты в сфере иконописи! 

Мастерские часто являлись семейным предприятиями, и держали их, в основном, старообрядцы. Помимо иконописцев, в них трудились специалисты по художественной обработке металла, ведь кто-то должен был украшать образа окладами и венцами.

Примерно в 1906 году промышленник Василий Семенович Крестьянинов начал строить иконную фабрику, оборудованную штамповальными станками. В 1908 году он же основал меднопрокатный завод, официально именуемый «Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги». На его предприятии по 10-14 часов в день работали 30 человек. Они изготовляли фольгу для образков. Небольшие и недорогие иконки забирались в фольговые оклады и смотрелись богато. На его предприятиях делали иконы в металлических окладах, одеяния святых были украшены бисером, а также киоты и лампадки. Хозяйство Крестьяниновых тесно сотрудничало даже с самим московским Сытиным – известнейшим на рубеже XIX–XX веков издателем, предпринимателем и просветителем. В крестьяниновские оклады вставлялись сытинские литографические изображения святых. На окладах, в силу этой корпорации, красовалась надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ сыновьями. Фабрика в с. Мстере Владимирской губернии».

В Мстёре до сих пор сохранилась великолепная усадьба Крестьянинова, выполненная в духе кирпичной эклектики. Комплекс включает в себя жилой дом самого предпринимателя – красное кирпичное здание о двух этажах, с высокими полукруглыми окнами и надстройками на крыше, напоминающими то ли башенки замка, то ли церковные колоколенки, деревянный дом его сына и производственные корпуса – фольгопрокатный и литейный. 

Интересно, что по вероисповеданию Крестьяниновы были единоверцами – это довольно мягкое направление старообрядчества, чтущее древние богослужебные традиции, старопечатные священные книги, древнерусский бытовой уклад, но признающее юрисдикцию Московского Патриархата. Наиболее успешные купцы, промышленники и предприниматели царской России принадлежали к тем или иным ветвям старообрядчества едва ли не в половине случаев. Приходской церковью рода был соседний единоверческий Троицкий храм, до наших дней дошедшей в очень плохом виде. Некогда Василий Крестьянинов состоял старостой этого храма.

Кроме свечников, киотов и лампадок фабрика Крестьянинова массово производила похожие друг на друга подфолежные иконы. Так называли недорогие иконы с написанными по шаблону ликами и руками, убранные штампованным металлическим окладом. При этом та часть изображения, которая находилась непосредственно под окладом, обычно выполнялась довольно небрежно, а чаще всего и вовсе отсутствовала.

Широкое распространение подфолежных икон исследователи связывают с появлением паровой машины, благодаря которой можно было массово производить разные сложные предметы из меди или латуни. Если раньше иконописцы создавали оклад уже для готовой иконы, то теперь, наоборот, иконы стали писать под готовый оклад. Все это привело к тому, что мастера постепенно начали упрощать те элементы иконного изображения, которые не были видны из-под оклада. Особенно это касалось одежды святых, а также фрагментов архитектуры или пейзажа, которые иногда обозначались лишь контуром.

«Духовная» продукция Крестьяниновых получала медали на международных выставках в Лондоне, Париже, Вене, не говоря уж о Санкт-Петербурге. В столице промышленников наградили за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и общедоступных по цене. По-видимому, Крестьянинов и разбогател на массовом спросе народа на дешевые, но достойно выглядящие святые товары. К 1916 году он построил и две литейные мастерские. Всю эту корпорацию считали крупнейшим предприятием по производству икон в Мстёре до революции. 

После революции в 1937 году Василий Васильевич Крестьянинов Крестьянинов был раскулачен и сослан в Казахстан, а его фабрика была национализирована и получила новое название – «Металлоштамп». В советское время на фабрике производились подсвечники и металлическая посуда, а в 1972 году весь завод был преобразован в существующее по настоящее время предприятие «Мстёрский ювелир».


Возврат к списку